Определение производственной программы и целевого уровня запасов готовой продукции
Прогнозный объем продаж (в том числе в разрезе отдельных видов продукции) рассчитывается на предыдущей стадии разработки проекта сводного бюджета. Как было отмечено, при текущем (краткосрочном) бюджетном планировании существует принципиальное отличие в подходе к планированию объема выпуска между предприятиями серийного и массового производства и предприятиями, работающими «на заказ». Для первых исходными бюджетными параметрами являются физический объем продаж и физический объем выпуска (которые в краткосрочном периоде по большей части автономны, то есть независимы друг от друга). Расчетным параметром соответственно является целевой уровень товарных остатков. Для предприятий, работающих на заказ (а таких большинство) ситуация иная. Здесь сформированный пакет заказов (то есть бюджет продаж) непосредственно определяет производственную программу, которая является, таким образом, расчетным параметром, а исходными параметрами будут целевой объем и структура продаж (шаг 1) и целевой уровень товарных остатков.
Товарные остатки на начало бюджетного периода являются известной величиной. Следовательно, для расчета производственной программы необходимо скалькулировать целевую величину товарных остатков на конец бюджетного периода. После этого величина и структура выпуска выводятся чисто расчетным путем.
Определение целевой величины товарных остатков — достаточно сложная управленческая задача. Она решается на основе принципа оптимизации совокупных «выгод-издержек», зависящих от изменения величины складских запасов готовой продукции (англ., benefit-cost approach). Дело в том, что хранение запасов на складах порождает множество видов издержек, причем одни из них возрастают при увеличении товарных остатков, а другие — уменьшаются. В этой связи задачей компании является нахождение приемлемого оптимума между издержками содержания запасов и издержками функционирования без запасов или с низким уровнем запасов, то есть расчет такого целевого уровня товарных остатков, при котором совокупные издержки будут наименьшими.
Методология определения целевого уровня, в общем, аналогична для запасов готовой продукции и запасов материальных оборотных средств (сырья, материалов и комплектующих). Существует ряд прикладных моделей определения оптимального (целевого) уровня остатков, самыми известными из которых являются модель EOQ (для запасов сырья и материалов) и модель EPR (для запасов готовой продукции). В данном же параграфе мы изложим общий методологический подход определения целевого уровня запасов на основе применения принципа совокупных «выгод-издержек».
К основным категориям издержек, которые возрастают при увеличении товарного остатка, относятся:
• потеря процента от иммобилизации ресурсов компании (иммобилизационные издержки). Иммобилизационные издержки относятся к категории так называемых вмененных затрат (opportunity costs). Данное понятие характеризует упущенные выгоды предприятия вследствие отказа от альтернативных направлений использования ресурсов. Так, ресурсы предприятия, «связанные» в переходящей (то есть устойчивой) величине товарных остатков, «выключены» из оборота компании.
При иных вариантах использования эти ресурсы в виде денежных средств могли бы быть положены в банк и приносить процент; либо же сокращение устойчивого товарного остатка повысило бы величину «работающих» активов компании — тогда показателем вмененных затрат является упущенная прибыль от возможного увеличения оборотов (объемов деятельности). Обычно величина иммобилизационных издержек рассчитывается по наиболее безрисковому доходному вложению иммобилизованных ресурсов (текущий вклад в банке с возможностью оперативного изъятия);
• издержки по хранению;
• издержки по страхованию;
• возможные убытки от устареваемости запасов;
• и др.
Издержки, которые убывают по мере увеличения товарного остатка, включают в себя:
• возможные убытки от потери расположения потребителей. Неспособность оперативно выполнить заказ покупателей вследствие недостаточного уровня запасов готовой продукции может означать потерю не только этого заказа, но и будущих заказов тоже. Значимость этого фактора зависит в большой степени от специфики деятельности и от относительной рыночной силы продавца и покупателя;
• возможную упущенную выгоду от потери гибкости. При краткосрочном изменении рыночной конъюнктуры компания может упустить дополнительную прибыль вследствие отсутствия достаточного уровня запасов готовой продукции. Например, это может произойти при резком краткосрочном «всплеске» цен по отдельным видам реализуемой продукции;
• и др.
Отметим, что часть вышеперечисленных издержек носит вероятностный и косвенный характер, то есть с трудом поддается формализации (например, издержки потери расположения потребителей). В этой связи на практике, как правило, не существует четкого математического решения задачи определения целевых остатков готовой продукции (прикладные модели типа EOQ и EPR основаны на формализации лишь наиболее существенных видов издержек). Тем не менее, на основе интуиции, предшествующего опыта, с частичным применением математического аппарата управленцы промышленных предприятий могут планировать оптимальный уровень запасов, руководствуясь именно методологической базой сопоставления различных выгод и издержек, связанных с изменением величины складского остатка. Пример «идеального» математического расчета целевого уровня товарных остатков приведен ниже.
Похожие работы: